В Калининграде при поддержке фонда «Не напрасно» прошел двухдневный тренинг по медицинской коммуникации
В Калининграде при поддержке фонда «Не напрасно» прошел двухдневный тренинг по медицинской коммуникации

В очном интенсиве приняли участие 19 специалистов из медицинских учреждений региона и сотрудники хосписа «Дом Фрупполо», который оказывает паллиативную помощь детям с тяжелыми заболеваниями. 

Образовательная встреча состоялась в рамках программы «Доступная среда для онкологических пациентов», которую наш фонд реализует с 2021 года в Калининградской, Тверской и Свердловской областях, а также на Северном Кавказе.

С принципами медицинской коммуникации, которые основаны на данных научных исследований и используются в системах здравоохранения разных стран, участников тренинга познакомили врач-невролог, кандидат медицинских наук, клинический психолог Назир Боттаев, а также клинический психолог Анна Серкина. 

Они разбирали с участниками коммуникативные аспекты врачебных консультаций и познакомили их с Калгари-Кембриджской моделью, которая предлагает структурированный подход к ведению приема и основывается на системе коммуникативных навыков. Благодаря этому популярному во многих странах мира подходу врач может собрать наиболее полную информацию от пациента и построить с ним доверительные и партнерские взаимоотношения, договориться о дальнейших действиях.

Основную часть тренинга составили практические упражнения. Обучение проводилось с участием симулированного пациента. При поддержке экспертов участники разбирали сложные случаи в общении с пациентами, учились правильно реагировать на агрессию, максимально бережно и понятно, эмпатично, сообщать плохие новости, работая по международным протоколам, в том числе известному SPIKES (это шестиступенчатый протокол для сообщения плохих новостей). 

Большая часть специалистов, которые прошли обучение, занимается паллиативной помощью, работает с тяжелобольными пациентами и их родителями, и каждый день им приходится сталкиваться со сложнейшими задачами.

«Учеба для меня – это всегда новый взгляд на сложившиеся вещи. Мы можем годами жить с ощущением, что все уже выстроено. А потом случается новый день – и тебе открывается возможность посмотреть на себя с другой точки зрения, увидеть, что что-то может быть устроено иначе, что у команды есть свои идеи и свое видение, в том числе на тему коммуникации. Отдельная ценность – это возможность заметить то, что у нас действительно хорошо получается, то, о чем мы не задумываемся в рабочей повседневности. Это те акценты, которые часто видны на тренингах: они дают повод себя обнять и похвалить, получить разрядку, переключить внимание на что-то другое», – говорит Наталья Лаврик, заместитель директора хосписа «Дом Фрупполо».

Ведущая тренинга Анна Серкина занимается темой медицинской коммуникации более 10 лет. Она отмечает, что большинство российских врачей и медсестер не проходили никакого специального обучения общению с пациентами. Но при этом с каждым годом растет запрос на обучение навыкам медицинской коммуникации.

«Самая частая ошибка – пациенту не дают слова, у него практически нет возможности рассказать своему врачу во время консультации, что его беспокоит, чего он хотел бы. В большинстве случаев у него пассивная роль. При этом очень много исследований в разных странах мира показало, что от качества медицинской коммуникации зависит качество медицинской помощи. Без внимания к коммуникации врачу и пациенту не удается добиться точности в диагностике и эффективности в лечении, стать командой. И, напротив, при эффективном общении они приходят к более успешным результатам и экономнее расходуют ресурсы и время», – отметила Анна Серкина.

У Назира Боттаева есть опыт интервьюирования пациентов их родственников до консультации у врача и после нее, он регулярно присутствует на приемах и отмечает, что врачи, которые обучаются медицинской коммуникации, вызывают у пациентов больше доверия.

«Для большей эффективности консультации стоит слушать пациента без перебивания, поддерживать зрительный контакт, использовать навык обобщения, который особенно помогает в конфликтных ситуациях, говорить понятным языком, делать паузы, приглашать задавать вопросы, просить пациента повторить услышанное. Эти навыки помогают врачам не только в общении с пациентами и их родственниками, но и коллегами, с которыми становится проще прийти к совместному решению», – говорит Назир Боттаев.

Двухдневный тренинг по медицинской коммуникации был организован фондом «Не напрасно» в сотрудничестве с благотворительным центром «Верю в чудо», нашим калининградским партнером в программе «Доступная среда для онкологических пациентов» в Калининградской области. Вместе мы проводим в регионе конференции, семинары, образовательные мероприятия для онкологов и специалистов по паллиативной помощи, реализуем проект «Онкодесант», когда детские онкологи из Санкт-Петербурга проводят бесплатные профессиональные осмотры детей в лечебно-профилактических районных учреждениях для всех желающих. 

Образовательные мероприятия для медицинских специалистов продолжатся до конца 2023 года. Кроме того, вместе с представителями «Верю в чудо» врачи разработают маршрутные карты и смогут стать экспертами службы «Просто спросить», благодаря чему региональные пользователи получат наиболее исчерпывающую и прикладную информацию по заявкам именно от специалистов, которые на собственном опыте представляют себе местную специфику получения медицинской помощи.