«Наша задача – помочь пациенту принять информированное решение». Состоялись вебинары на тему медицинской коммуникации для врачей Свердловской области
«Наша задача – помочь пациенту принять информированное решение». Состоялись вебинары на тему медицинской коммуникации для врачей Свердловской области

Как показывают исследования, пациенты быстрее выздоравливают у эмпатичных врачей. Эффективное общение с пациентом – важный клинический навык, от которого напрямую зависит результат лечения. Именно поэтому часть образовательных мероприятий нашей программы «Доступная среда для онкологических пациентов» посвящена теме медицинской коммуникации. Так, 15 и 30 марта мы организовали вебинары, которые посетили онкологи и врачи других специализаций из 23 учреждений Свердловской области. 

События были организованы по запросу Минздрава региона, а также при поддержке Свердловской региональной благотворительной общественной организации помощи онкопациентам «Вместе ради жизни».

Как правильно сообщить пациенту диагноз, как выстроить с ним доверительные отношения и как самому сохранять эмоциональное равновесие – на все эти вопросы участники встреч искали ответы вместе с Мариной Орловой, психотерапевтом и бизнес-тренером, руководителем Школы клинического общения Be Winner – команда с 2013 года обучает врачей, ординаторов, руководителей и специалистов клиник.

На первом вебинаре – «Психология общения “врач-пациент”» – Марина Орлова рассказала, как выявить истинные ожидания и опасения пациента при дефиците времени, как работать с возражениями, показала типичные ошибки на консультации.

В фокусе второго вебинара – «Эмоциональный интеллект в работе с пациентами» –  были алгоритмы сообщения тяжелых новостей, способы проявления эмпатии и профилактика профессионального выгорания. Участники вебинара на примерах разобрали, как понять, что за агрессией человека может стоять боль, а за резкостью в общении – чувство вины, почему нельзя спорить с пациентом, когда он находится в стадии отрицания, и как оставаться в зоне своей ответственности, сохраняя баланс.

«Эффективные коммуникации позволяют получить больше информации для постановки диагноза и выбора тактики лечения – просто за счет того, что врач умеет задавать правильные вопросы, использовать техники активного слушания и не допускать контекстуальных ошибок. Так удается сохранить силу и энергию врача, улучшить восприятие и запоминание пациентом информации, повысить его вовлеченность, а значит, и шансы на выздоровление, предотвратить возможные конфликты с пациентами и эмоциональное выгорание врачей», – говорит Марина Орлова.

Марина также отметила, что для современных пациентов недостаточно того, чтобы врач умел лечить: ведь после первого неудачного общения второй консультации может не случиться. Патерналистская модель взаимодействия «врач-пациент» устарела, сегодня актуальнее партнерские взаимоотношения, когда пациентам важно понимать, зачем назначают те или иные препараты, можно ли отказаться от операции и так далее.

«В коллегиальной модели мы не подменяем ценности другого человека своими, а разделяем их, даже если речь идет об отказе от лечения или желании узнать мнения разных экспертов. Но наша задача – помочь пациенту принять информированное решение», – добавила Марина Орлова.

После вебинаров медицинские специалисты поделились своими впечатлениями: многие отмечали, что они часто в своей врачебной практике испытывают необходимость в дополнительных знаниях по коммуникации с пациентом, особенно им интересны вопросы выхода из конфликта и общения с родственниками ушедшего пациента.

«Благодаря вебинару я разобралась в особенностях общения с пациентами и их родственниками. И еще почерпнула много полезной информации для себя как для врача и для пациента, ведь мы тоже часто оказываемся на этом месте. Сейчас я делюсь впечатлениями с коллегами, вместе мы пытаемся создать в нашей поликлинике позитивный климат для пациентов и настроить их на лечение и длительную ремиссию», – рассказала Наталья Склейнова, заведующая консультативно-диагностической поликлиникой Филиала №2 Свердловского областного онкодиспансера, врач-эндоскопист.

«Вокруг темы онкологии много мифов и страхов. Врачам не всегда просто отвечать на вопросы пациентов, особенно если это вопрос “сколько мне осталось жить?”. Поэтому тема медицинской коммуникации в общении с онкопациентами всегда актуальна, врачи должны уметь сообщать диагноз, подбирать правильные слова во время лечения, но у них не всегда есть время самостоятельно найти необходимую информацию. И я рада, что мы можем помочь нашим врачам в этом», – говорит Юлия Аристова, руководитель проектной деятельности благотворительной организации «Вместе ради жизни». 

«Я верю в то, что само по себе обучение – это уже профилактика выгорания, а значит, и возможность дольше и успешнее оставаться в профессии. Было здорово, что участники делились своими мыслями и опытом работы», – подытожила Марина Орлова.

Всего за время реализации программы «Доступная среда для онкологических пациентов» прошло 5 обучающих мероприятий для врачей из 8 регионов-участников проекта. Образовательные встречи продолжатся до конца 2023 года. Кроме того, при участии врачей наши партнеры из некоммерческих организаций разработают маршрутные карты, которые помогут онкологическим пациентам и их близким вовремя обратиться к нужному специалисту и пройти максимально качественное лечение от рака. 

А еще онкологи смогут принять участие в конкурсном отборе на позицию экспертов службы «Просто спросить», благодаря чему наш фонд сможет укрепить и расширить сообщество высокопрофессиональных врачей и повлиять на развитие онкологической службы в России.