Чаще спрашивают у Яндекса, но больше доверяют медработникам
Чаще спрашивают у Яндекса, но больше доверяют медработникам

Команда исследователей* и представители фонда «Не напрасно» изучили информационные потребности жителей России в области онкологии

*В команду независимых исследователей вошли сотрудники Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Московского физико-технического института и Российского общества «Знание»

Сбор данных осуществлялся в июне 2023 года посредством онлайн-опроса, с использованием данных Росстата, системы Brand analytics и частично ChatGPT. Команда опросила совершеннолетних жителей крупных городов страны, в том числе тех, кто уже сталкивался с онкологическими заболеваниями. Как удалось установить, доля респондентов, у которых непосредственно был диагностирован рак, в общероссийской выборке составила 5%. У 40% злокачественные опухоли были обнаружены у родственников (сейчас или в прошлом).

Почти половина (49%) россиян за последние 3 года интересовалась информацией о профилактике, диагностике, лечении рака, а также реабилитации после онкологического заболевания. Чаще всего возникают вопросы, связанные с получением материальной помощи при онкологическом заболевании, а также информацией об анализах и препаратах, психологической поддержке и данными по другим проблемам со здоровьем. Темой профилактики рака интересуются в основном женщины и люди с высшим образованием. Как удалось обнаружить, пользователям прежде всего не хватает не конкретной информации о заболевании, а источников, где эти данные были бы доступно, полно и качественно изложены. 

Наиболее высокий уровень доверия у аудитории вызывают научные и медицинские работники, им безусловно доверяют 38% опрошенных. Далее по списку – известные люди, прошедшие через болезнь (19%), знакомые (15%) и СМИ (7%). Информация от блогеров, которые не являются медицинскими работниками и учеными, а также представителей нетрадиционной медицины, пользуется спросом у незначительной доли респондентов: 4% и 3% соответственно. На эту группу полагаются прежде всего те, кто лично столкнулся с заболеванием, что предположительно связано с поиском альтернативных способов лечения при негативных прогнозах врачей. Кроме того, целителям и блогерам чаще всего доверяют представители молодого поколения (до 34 лет), которые используют большее количество каналов для поиска информации, и, вероятно, уверены в том, что смогут отличить достоверную от недостоверной. 

Основные каналы для поиска информации – Яндекс, Google, Дзен и Youtube. К этим системам обращаются чаще, чем к медицинским специалистам, и выбирают чаще официальные ресурсы Минздрава, сайтов клиник и профильных медицинских порталов.

При этом пользователи учитывают официальность ресурса (26%) и наличие ссылок на научные данные (23%). Но подавляющее большинство опрошенных (65%) готово получать информацию, не задумываясь об официальности, авторитетности и достоверности публикующего ее источника.

55% опрошенных отметили, что доверяют благотворительным организациям, а 48% – пациентским организациям. Около трети тех, кто не сталкивался с онкологическим заболеванием, выражают готовность оказывать финансовую помощь благотворительным организациям, но примерно столько же не заинтересованы во взаимодействии с фондами.

«Более 13 лет фонд 'Не напрасно' оказывает комплексную информационную поддержку в области онкологии. Мы стремимся выстраивать честный и открытый диалог с нашей аудиторией, проявляя чуткость к ее потребностям. Проведенное нами исследование не только стало ключом к более глубокому пониманию запросов людей с онкологическими заболеваниями и их близких, но и позволило получить новые инструменты и каналы для взаимодействия с аудиторией. Теперь, обладая этим новым багажом знаний и инсайтов, мы можем реализовать наши проекты еще более эффективно, а открытые данные исследования могут быть полезны всем, кто работает с темой онкологии», – говорит Вадим Власов, исполнительный директор фонда «Не напрасно».

«Мы исследовали крайне мало изученную в нашей стране тему. В публичном поле практически нет кейсов по данной теме и имеются единичные научные публикации по смежным темам. По результатам обзорного и прикладного исследования были даны прикладные рекомендации, которые во многом являются универсальными для любого фонда, работающего в данной области. Через помощь НКО мы можем влиять на появление новых практик поддержки в области онкологии и снижения уровня заболеваемости раком в России в целом», – отметил Игнат Богдан, руководитель Центра медико-социологических исследований Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы.

Анализ проводился в рамках IV Конкурса молодых исследователей Research Got Talent, организованного Международной исследовательской ассоциацией ESOMAR в партнерстве с ассоциацией ОИРОМ (Объединением исследователей рынка и общественного мнения) и платформой социальных изменений ToDoGood. 

Ознакомиться с полученными данными и выводами исследования можно перейдя по ссылке


Справка:

Центр медико-социологических исследований Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы занимается сбором, обработкой, мониторингом, консолидацией и анализом обратной связи от населения, сотрудников медицинских организаций и экспертов в целях совершенствования системы здравоохранения города Москвы. С 2021 года Центр является аффилированным членом ISA (Международной социологической ассоциации).